«ЛЮДИ ЛАДОГИ» — Андрей Буштаренко

    «ЛЮДИ ЛАДОГИ» — Андрей Буштаренко

    Андрей Буштаренко — чемпион России, многократный участник «Ладога Трофи», а еще, предводитель категории Grand Tourism— самой быстро растущей и активно развивающейся на Ладоге. Поведал о своей любви к истории, о том, как составляет трассы, рассказал о своих увлечениях и семью, ну и конечно, дал советы новичкам в своей категории.

    1.       Андрей, привет! Начну c небольшого дифирамба – категория Grand Tourism (ред. дальше «ГТ») уверенно растет. Знаю, что во многом, это благодаря твоим усилиям и знаниям. Расскажи, как ты, профессиональный спортсмен, чемпион России, вдруг бросил спорт и стал предводителем туристов?

    Как и многое в жизни, это получилось достаточно случайно. Не то, чтобы мы устали от спорта, скорее наша машина устала, а в связи с усталостью автомобиля пришла и наша усталость - просто эмоциональная. На нашей последней спортивной «Ладоге» ходили шутки, что наш Дефендер пора кому-нибудь подарить на условиях самовывоза из леса, он был настолько «уставшим». Только самовывозом отдать было жалко – все-таки чемпионский автомобиль… поэтому мы его оттуда как-то вытащили, но в спорте на очередной «Ладоге» уже не участвовали. И вдруг, мне позвонил Саша Зенков с вопросом: «А тебе было бы интересно делать ГТ на Ладоге?» Мой первый вопрос был: «А что это?» Ведь как участник «Ладоги» я слышал про эту группу, но, как и многие спортсмены, не представлял, чем именно эти люди занимаются. Когда же я выяснил, что ГТ – это про путешествия,краеведение и красоты природы, не сомневаясь принял предложение стать предводителем ГТ – все эти вещи очень близки и интересны мне.

    2.       Я очень хотел стать чемпионом, но на следующий день после того, как я им стал, я вышел на улицу и понял, что ровным счетом ничего не изменилось. Ощутил какое-то опустошение. У тебя было так же? Ты поэтому перестал кататься?

    У меня, наверное, было не совсем стандартно. Не могу сказать, что я хотел стать чемпионом, скорее, у меня была мечта научиться ездить. Мне все время казалось, что я езжу не очень хорошо и не очень правильно, что делаю что-то не так – собственно, так оно и было (смеется) И вот я учился с 2004 по 2012 годы, набивал шишки, делал ошибки, и не переставал учиться ездить хорошо.

    В 2012, когда мы выиграли, все складывалось очень положительно: последнюю гонку сезона нам уже и не нужно было выигрывать, потому что к тому моменту мы набрали достаточное количество очков для первого места. Перед нами стояла другая задача: нам нужно было не допустить до подиума нашего основного конкурента (и к тому времени уже друга - Алексея Тюрикова из Нижнего Новгорода), а наше место на том СУ уже значения не имело. В итоге, мы настолько плохо проехали последний СУ, с точки зрения пилотирования, что всю обратную дорогу, когда мы уже знали, что мы - чемпионы, я сидел хмурый и грустный, что было неправильно по отношению к моей команде, они ведь заслуживали теплых слов и поздравлений. А я пытался понять: «Как же это так? ведь я так плохо ехал, а стал чемпионом». В моем понимании, это было как-то неправильно, не было внутреннего удовлетворения.Но потом отпустило (смеется).

    3.       В жизни каждого человека есть разные достижения и важные события: встретить любимую женщину, родить детей, найти любимую работу. Получается, что ты просто поставил себе галочку напротив графы «я выиграл ЧР» и пошел дальше?

    Нет, у меня было не так. Я решил, что успех надо повторить, в первую очередь для того, чтобы доказать себе, что я выиграл не случайно. Мы поехали на следующий год, в 2013, но в силу финансово-технических проблем достойно финишировать не смогли.

    Помимо прочих многих образований, у тебя есть экономическое. Ты ведешь подробную экономику в своей жизни. А ты считал сколько ты потратил на то, чтобы стать чемпионом?

    Не знаю, насколько скромно говорить про цифры… но у меня всегда были проблемы с бюджетом, и мы всегда были достаточно низкобюджетной командой: мы приезжали на гонки втроем (я, штурман и механик), при этом штурман - мой лучший друг и бывший сотрудник, а механик тоже друг, который делал свою работу скорее за интерес, чем за деньги, хотя какие-то деньги присутствовали, конечно (смеется). В наш чемпионский год мы потратили 1,1 млн рублей – это включало в себя подготовку машины, покупку запчастей, топливо, взносы, питание и проживание на всех этапах ЧР и тренировках.

    Мне кажется, одна «Ладога» у некоторых участников обходится дороже…

    Дороже. Я точно знаю, что у некоторых участников одна «Ладога» стоит дороже, чем весь сезон у спортсменов.

    4.      Ты один из самых подробных и внимательных к деталям человек из моего окружения. Однажды, я засек, как ты вел брифинг для участников ГТ целых 3 часа, при этом, было очень не похоже, чтоб участники засыпали от скуки. А еще, на мой взгляд, в российском трофи, многое делается на русское слово «авось», а у тебя процесс организации работы категории построен очень четко. Как думаешь, благодаря этому наблюдается такой рост и успех в твоей категории?

    Нет, я не думаю, что дело только во мне. Во-первых, дело в нашей команде, ведь если бы я занимался организацией ГТ один, без Сергея и Саши, однозначно, получалось бы не так хорошо. Во-вторых, наверное, наше отношение к делу играет немаловажную роль – мы относимся к этому не как к работе или проекту, который нужно просто сдать, а именно как к любимому делу. И вот, наш небольшой коллектив проводит целый год в спорах, обсуждениях, иногда озарениях, но точно могу сказать, что мы обсуждаем «Ладогу» чаще в течение года, чем на самой «Ладоге» (смеется). А рост и развитие ГТ, и то, что приезжают новые участники, не заслуга нашей педантичности - просто мы любим то, что делаем.

    5.       Мне кажется, что твоя тщательная работа в ГТ во многом связана с твоей любовью к истории. Ты очень хорошо знаешь историю в общем, а особенно историю ВОВ. Скажи, это твое хобби или твоя дань памяти?

    И то, и то. Конечно, это дань памяти, ведь многие в моей семье прошли эту войну. Мой дед по отцу прошел всю войну, имел очень много боевых наград и орденов. Дед моей жены начал войну курсантом в блокадном Ленинграде, прошел «Невский пятачок» и «Мясной бор», дошел до Берлина, расписался на Рейхстаге… он до сих пор жив, и, во многом, именно благодаря ему, я изучаю историю ВОВ так глубоко. Хотя любовь к истории у меня была всегда - мне действительно очень интересно все, что касается истории России, нашего края, и теперь уже можно сказать, что это стало моим хобби. На тумбочке, у меня постоянно лежит 5-6 книг, из которых минимум 4 исторические, при этом такую литературу, уже можно назвать специализированной.

    То есть это уже не просто увлечение, а скорее часть твоей жизни?

    Да. Кстати, это произошло, во многом, благодаря ГТ. Я всегда интересовался историей, но у меня не хватало на ее изучение времени, а когда я стал работать над трассами и роудбуком, я начал больше читать, изучать. Лично для меня очень важно, чтобы люди не просто проехали по точкам, а чтобы они узнали что-то новое для себя. Я накопил какое-то количество знаний, и сейчас у меня есть огромная потребность поделиться этими знаниями с другими людьми. А знания дело такое - их надо все время увеличивать, поэтому продолжаю читать и изучать.

    6.       Сейчас март, и ты уже начал разработку маршрутов для Ладоги-2018. С чего ты начинаешь: с географии или же с достопримечательностей?

    На самом деле, мы начали работу над маршрутами еще в июле прошлого года, и, по большому счету, не останавливались. Основная задача создания трасс в ГТ - это найти связки между точками интереса и необычными путями, да так, чтобы не повторять маршруты прошлых годов, ну и, конечно, важно, чтобы все это было интересно и с точки бездорожья. Мы работаем одновременно в нескольких направлениях, и в этом очень помогает команда: Серега больше отвечает за «географию», он думает как распределить трассы по дням, а я больше за «культурологию» - в течении всего года собираю точки и места, которые узнаю у друзей, складываю их в папочку. Хотя все равно, процесс получается взаимным, у нас все рождается в обсуждении. На данный момент, главная задача – это разработка расписания на каждый день: мы уже понимаем какие точки где и когда будут,и на это уже накладываем наши знания. Если честно, то основная проблема с ГТ – это не дать слишком много, и заставить себя вычеркнуть какое-то количество точек. А ведь так хочется показать всего и побольше участникам! Но когда они возвращаются в 5 утра в лагерь, это тоже не совсем правильно (смеется)

    7.       Мне нравится твой подход к грязевым кускам. Ты считаешь, что если твой сверх-легкий чемпионский Дефендер без лебедки пройдет, то и среднестатистический участник на своем авто тоже сможет пройти. Как ты нащупал этот «уровень громкости», который подходит львиной доле участников ГТ?

    Методом проб и ошибок. Когда мы делали ГТ впервые в 2015, для меня это было большое путешествие. Я делал интересный, культурологический отдых семьи для классических автопутешественников, коим я, кстати, тоже являюсь. Для меня это вообще любимое времяпровождения: в 2017 году, как пример, мы ездили на Алтай на машине, проехали порядка 12 000 км; а в позапрошлом году мы посетили Армению и Грузию, до этого ездили на север. «Ладогу» я воспринимал примерно так же: это полноприводный автомобиль, это семья, это красоты природы, ну и, может быть еще на спортсменов поглазеть, если интересно. Однако по итогу 2015 года, участники сказали, что им понравилось, но не хватило грязи, жести. Я сам был удивлён, что среди участников ГТ такое большое количество участников на лифтованных машинах, на грязевой резине, еще и с лебедками,и я не очень понимал зачем им ехать в ГТ, почему они не едут в «адвенчер», например? А потом, в 2016 году решили разделить ГТ на lite и pro: условно говоря, в «лайте» ехали люди с семьей, а в «про» люди, приехавшие на подготовленной машине, но по своим причинам, боящиеся ехать в «адвенчер» или в «спорт».

     

    Получается, что «лайт» и «про» — это одна и та же история, просто в «про» грязи побольше?

    У меня идеология следующая: ГТ-лайт – это классическое автопутешествие с семьей на 4х4 авто, которое позволяет увидеть те места, до которых ты сам просто так не доберешься. Это именно автопутешествие, спорта в этой категории мало. Я говорю даже не о тяжелом бездорожье, а о самом подходе: в «лайте» секундомера меньше, да и дум о медалях тоже. Понятно, что все участники разные: кто-то и в ГТ-про едет просто отдохнуть, но, для меня лично, «лайт» — это про автотуризм. А ГТ-про – для людей, у которых в приоритете спорт, амбиции, секундомер. Тут мы стараемся дать участникам шанс максимально объективно посоревноваться.

    А давай еще про твои путешествия: ты только что ездил на Алтай, в Армению, Грузию, а что тебе особенно запомнилось? Куда бы ты вернулся, скажем, спустя 10 лет? выйдешь на пенсию, заведешь свою «Тундру» и куда поедешь?

    Очень провокационный вопрос. Мы действительно очень много путешествуем, и вот, что интересно: объездив всю Европу и на машине, и на самолетах, и несмотря на то, что все вокруг очень красиво, для меня лично, там почти нет мест, куда я однозначно хотел бы вернуться. С Россией все ровно наоборот, и я бы хотел вернуться, наверное, почти везде: Кольский, Рыбачий, Терибурка – это совершенно удивительные места, в которые не то, чтобы вернуться, там пожить хочется. Это те места, куда мы поедем обязательно еще раз. Мы обязательно вернемся в Хибины. Алтай – тут вообще без комментариев... это, то место, куда надо ехать при первой же возможности. Южный Урал, Северный Урал – очень хочу в этом году туда поехать, чтобы более вдумчиво посмотреть, потому что мы там были лишь проездом. Кавказ – однозначно да.

    8.       Я видел твою «маленькую» «Тундру», в кузове которой ты возишь конструкцию, очень похожую на ларек. «Тундра» и так не маленький автомобиль, а тут еще ларек - зачем?

    А это как раз продолжение трофи, в каком-то смысле. Я хоть и путешествую много на машине, но поскольку это не спортивная машина, я ее недостаточно «ковыряю», а руки-то чешутся поделать что-то (смеется). Изначально я хотел купить классический американский жилой модуль в полноразмерный пикап, так называемый кемпер-трак, и использовать его, но по ряду причин не купил, а потом понял, что правильно сделал – этот модуль хорошая, но слишком большая и тяжелая конструкция, а поэтому путешествовать с ней на большие расстояния не очень удобно. Плюс, появляются ограничения связанные и с габаритами, и с весом. Таким образом я пришел к тому, что хочу сделать что-то сам. Долго сидел, проектировал… ушло порядка 2-3 лет для того, чтобы понять, что именно я хочу; и наконец, я сделал мини-кемпер, который в сложенном состоянии вообще не выходит за габариты авто: ни по ширине, ни по высоте, ни за задний борт, который никак не мешает, у него нет никакой парусной нагрузки, и т.д. Зато стенки поднимаются достаточно быстро,и в нем получается пространство для нормальной жизни для, как минимум, трех человек. (ред. несколько картинок «ларька»

     

    А вообще, я часто смеюсь, что у меня «дурная наследственность»: мои родители в 60е годы пересекали «Ладогу» на байдарках через Валаамский архипелаг, с западного берега на восточный. Я с 5 лет ходил в походы, поэтому палатка, весла, костры – для меня это вещи очень знакомые, а когда мне было 16 лет, я ушел в свой первый самостоятельный поход, без родителей и вообще без взрослых. Можно долго рассказывать разные истории о том, как мы ходили на байдарках по «Ладоге», без сотовых телефонов, без снаряжения – бывало много разного! Именно поэтому, когда у меня появилась машина, «Ладога Трофи» стала продолжением моей, так сказать, походной истории – можно сказать, именно из-за моей «наследственности» и детства я пришел в трофи.

    9.      Интересно! Уверен, многие из нас попали в трофи из-за «дурной наследственности» . Получается, два года у тебя ушло на проектирование этого кэмпера, а какие еще хобби, мечты?

    На проектирование кемпера у меня ушел месяц, а два года я ходил с этой идеей в голове, как беременный (смеется). Есть проект, который я бы очень хотел реализовать, но на который у меня пока, к сожалению, не хватает времени и сил. Для себя я его назвал «Культурная навигация». Идея такая: на сайте будем выкладывать точки, по которым можно путешествовать, в форме, которая будет легко понятна и доступна аудитории, с исторической и культурологической информацией. С одной стороны, таких сайтов много, а с другой стороны, большая часть из них заточена скорее на трафик, и там мало действительно интересных вещей или они неудобно структурированы. Интернет ресурсов которыми было бы удобно пользоваться при составлении маршрутов автопутешествий (что и где посмотреть, история этих мест, культурное значение и т.д.) на мой взгляд маловато. По сути, мне просто не хватает единомышленника программиста, который помог бы воплотить мою идею в html. Примерно полтора года назад,меня попросили сделать доклад на международной неделе предпринимательства, посвященной автотуризму. Я сделал доклад, и в процессе общения с аудиторией, я понял, что проект, с правильно донесенной информацией о маршрутах, очень нужен, его ждут.

    То есть получится условная Википедия для автопутешественников, да?

    Да.

    10.       Теперь сугубо по делу: ты, наверное, видел, что мы запустили новую рубрику #вопросыладоги, в которой публикуем вопросы наших участников, а ведь большинство этих вопросов приходит от новичков, которые едут в GT в первый раз. Как предводитель ГТ, поделись опытом, с чего начать?

    Во-первых, главное – это собраться. Важно перестать себя уговаривать, что «я сделаю это в следующем году», просто подать заявку и поехать. Важно перестать бояться комаров, технических и бытовых проблем – поверьте, все это не проблемы. А когда человек уже решился, когда он едет в первый раз, я бы посоветовал ПРОЧИТАТЬ РЕГЛАМЕНТ! Уже который брифинг я начинаю словами «Здраствуйте, регламент все прочитали? Вопросы есть? Нет? Ну и все, закончили». Ведь каждый год я сталкиваюсь с одной и той же историей, которая неприятна для участников и не очень приятна для меня как организатора, когда я слышу: «А вы этого не говорили, на брифинге этого не было сказано». Брифинг является ответом на вопросы участника, а не пересказом регламента. Основная проблема в том, что некоторые участники не читают регламент, и ждут что всё будет рассказано на брифинге,и отсюда у них появляется масса непоняток и обид. Еще один момент на который нужно обратить внимание новичкам касается эвакуации: «Я сломался, эвакуируйте меня», но на «Ладоге» нет эвакуации, о чем написано в регламенте, а вот для некоторых это становится сюрпризом. Они думают, что если у них с машиной что-то случилось, то сейчас прилетит организатор на вертолете и их спасёт. Поэтому, дорогие новички, прошу вас, читайте регламент – понимаю, что это занятие нудное, которое не всем дается с первого раза - ну так прочитайте его до конца не со второй, так с третьей или пятой попытки, а если после прочтения останутся вопросы – всегда можно будет спросить у организатора. о чем написано в регламенте, а вот для некоторых это становится сюрпризом. Они думают, что если у них с машиной что-то случилось, то сейчас прилетит организатор на вертолете и их спасёт. Поэтому, дорогие новички, прошу вас, читайте регламент – понимаю, что это занятие нудное, которое не всем дается с первого раза - ну так прочитайте его до конца не со второй, так с третьей или пятой попытки, а если после прочтения останутся вопросы – всегда можно будет спросить у организатора. о чем написано в регламенте, а вот для некоторых это становится сюрпризом. Они думают, что если у них с машиной что-то случилось, то сейчас прилетит организатор на вертолете и их спасёт. Поэтому, дорогие новички, прошу вас, читайте регламент – понимаю, что это занятие нудное, которое не всем дается с первого раза - ну так прочитайте его до конца не со второй, так с третьей или пятой попытки, а если после прочтения останутся вопросы – всегда можно будет спросить у организатора. так с третьей или пятой попытки, а если после прочтения останутся вопросы – всегда можно будет спросить у организатора. так с третьей или пятой попытки, а если после прочтения останутся вопросы – всегда можно будет спросить у организатора.

    11.       Вопрос по навигации: в спортивном режиме из навигации мне всегда нужен был только навигатор, я выставлял на нем расстояние до точки и азимут. Иногда я смотрел скорость, но с одной лишь целью – понимать на болоте, что, на 2-й передаче ты едешь 1,8 км/ч, а на 3-й получается только 1,5км/ч. А компьютер и карты – это для изучения местности до гонки.

    По навигации, мой главный совет – это заниматься навигацией не на «Ладоге», а уже сейчас. Возьмите любой навигатор, работающий в оффлайне, и прокладывайте дорогу везде: в магазин, домой, в соседний район. Просто начните им пользоваться. Хотите яндексом? - пользуйтесь яндексом, но научитесь пользоваться им в оффлайн-режиме, и вы поймете, подходит ли он вам или вам нужно что-то другое. Нет универсальной программы для хорошей навигации подходящей всем.

    А что такое «бонусы» и что они дают?
    Трассу можно разделить на три составляющие: обязательная, «бонусы» и скоростные СУ. Обязательную часть должны посетить все участники, она проезжается практически на любой машине. «Бонусы» — это внедорожные грязевые участки, которые дают некое временное преимущество при старте на скоростные СУ. На них нет секундомера, поэтому при желании можно застелить 50 метров болота сендтраками, и протащить любую машину где угодно, просто потратив время и силы. Мы очень условно считаем, что если скоростной СУ занимает 100% времени, то бонус дает преимущество примерно 5%. Получается, что отсутствие одного или двух бонусов тебе ничего не портит. Первые пять машин приезжают на финиш с разрывом в полчаса, а один бонус – это пять минут, так что отсутствие бонусов не отбирает шанс на победу.

    Итоговый победитель определяется по итогам трех скоростных СУ. Время на скоростном СУ является определяющем в зачете. Скоростной СУ – это обычное классическое GPS ориентирование: мы даем несколько точек, координаты которых участники должны посчитать исходя из ответов на вопросы, которые они получили ранее на обязательных точках. Если все всё посчитали правильно, то должно получится чистой воды ориентирование; однако некоторые участники допускают ошибки даже в простых заданиях – это нормально. Побеждает не тот, у кого машина мощнее, или у кого лебедка круче, или колеса больше, побеждает тот, кто был внимательным на всех обязательных точках и кто находит правильную траекторию к точкам скоростного СУ. До точек на ориентировании можно добраться на любом полноприводном автомобиле.

    12.       Поделись своими мыслями по поводу Чемпионата Европы – как думаешь, будет ли интересно участникам именно участвовать или это просто возможность получить еще медалей? И как думаешь, участники едут в первую очередь на Ладогу, а не на ЧЕ?

    За участника решить невозможно. То, что Чемпионат Европы является неким дополнительным стимулом для участия в «Ладоге» – да, однозначно является, это видно и по звонкам, и по вопросам. Но все равно, народ в первую очередь едет на «Ладогу». Возможно, что какое-то количество участников приедет именно на чемпионат, но это лишь в первый год: многие просто хотят посмотреть, что из этого получится. А вырастет ли из этого что-то отдельное – пока не знаю.

    В GT-PRO едут разные машины, а в Чемпионате Европы заявлены машины двух классов: 4й - это стандартные внедорожники, без лебедок, без больших колес; и 5й класс – там требования гораздо свободнее. То, что называется 4й класс сложности – они просто будут получать меньше бонусов, а все остальное у них будет так же, как и у 5го?

    Скоростные точки финиша берутся на любой машине, обязательные точки проходимы для всех машин. А бонусы не берутся на секундомер, поэтому, если экипажи в четвертом классе захотят, они могут взять все. Просто у них это может занять больше времени и сил.

    Ну да, я помню аналогичную ситуацию в спорте: мы как-то участвовали в ТР-1, и медленно и печально ехали по непростому болоту. Помню у нас был постоянно один и тот же косяк – пилот нажимал на кнопку лебедки до последнего, и мы часто упирались бампером в те немногочисленные деревца на болоте, за которые лебедились, а задней лебедки не было. Рядом с нами катила такая же грядка машин ТР-3. Они очень быстро проносились мимо нас, потом мы многих догоняли, когда они на скорости влетали в «линзы» на болоте, и торчали оттуда кормой вверх, вытаскивались, потом снова нас догоняли, снова куда-то погружались. Тогда-то я понял, что можно проехать почти везде, а размер колес не так важен.

    Да, при подготовке трассы мы давно для себя приняли и стараемся придерживаться одного правила: для лидеров трасса должна быть неинтересной и легкой. А для новичков, трасса должна быть очень тяжелой, на грани возможностей. Соответственно, лидеры зачета, если они заявятся в 4-й класс, возьмут все бонусы. Я вижу 4-класс следующим образом: в те места, где лебедка будет почти неминуема для участника (например, выход из реки), мы 4й класс отправлять не будем. Поэтому, в четвертом классе вместо 11-ти бонусов, например, будет только 6. Но это совершенно не означает, что все эти бонусы невозможно взять.

    13.       Ок, давай отвлечемся от сложностей и классов. Сейчас я вижу, что ты много катаешься со своей дочкой, которая на свой день рождения в качестве подарка просила, чтобы ты ей починил тормоза на квадрике – типа «это лучший подарок для меня, папа!» Как думаешь она пойдет по твоим стопам?

    Она уже взрослая, достаточно самостоятельная девушка, которой в этом году будет 18. После поездок на квадрике, она как-то принесла мне домой оторванную переднюю подвеску, а остальное предложила забрать самому. И да, действительно, лучшим подарком на день рождения для нее был квадроциклический шлем; починка тормозов – тоже прекрасный подарок, потому что если папа тормоза не починит, то придется ездить потихоньку. В общем, в том, что она будет путешествовать и ходить в походы – я уверен. А вот чем она будет заниматься по жизни – посмотрим.

    14.       Помню, как лет 10 назад, посреди немаленькой речки Уксы, на капоте твоей полузатопленной спортивной Тойоты сидела твоя жена Ольга в позе «Аленушки». Очень интересно, что же она тебе после этого инцидента сказала?

    На самом деле, мне очень повезло в том, что меня очень поддерживает моя семья, и Оля всегда очень рада куда-то со мной поехать. У меня никогда не бывает классических проблем из серии: «А давай остановимся в гостинице, надоел ты мне со своей палаткой» - мои дочь и жена однозначно голосуют за палатку, если есть выбор. ВСЕГДА. В трофи они тоже меня поддерживали, всегда ездили со мной, и поэтому у меня никогда не было бытовых проблем в лагерях. А в тот раз она оказалась на капоте по той же самой причине – «жена декабриста»! В тот раз, мой штурман порвал ахиллесово сухожилие, на второй день «Ладоги», и у меня был выбор: или сойти, или как-то продолжить. Оля посмотрела на мои грустные глаза и сказала: «Ну давай, я сяду штурманом». Я сказал: «Вау!», и ровно через день, Оля уже сидела на капоте затопленного автомобиля. А когда мы вылезли, у меня были очень нехорошие эмоции, связанные с тем, что машина опять никуда не едет, опять все сломалось, и я сказал: «Всё! Надоело ремонтировать эту машину! Надоело носить ее на себе по лесу! Я завязываю с трофи!» Сел тогда погрустить под сосну, а Оля присела рядом и сказала мне: «Я верю в тебя. У тебя все получится, и только тогда ты завяжешь с трофи». И я успокоился, потому поверил, что действительно все получится. Потом, когда я уже стал чемпионом России, она напомнила мне тот разговор: «Помнишь, ты говорил, что когда у тебя все получится, ты с этим завяжешь? Хватит, у тебя получилось».

    27 марта 2018 года

    Беседовал с Андреем Дима Овчинников