Андрей Коробов - станет автором мото-трасс на Ладоге-2018

    Андрей Коробов - станет автором мото-трасс на Ладоге-2018

    Андрей Коробов - знаменитый человек в hard enduro. Несколько лет назад он влился в коллектив Ладоги, став одним из идейных вдохновителей и автором трасс для хард-эндуро на Ладоге. Поговорили с ним о том как готовить мотоцикл к гонке, об экипировке, и даже том, как лучше падать. Ну и конечно, спросили его о мото-трассах для Ладоги-2018.

    1. Привет! Ты хорошо известен в питерских, и не только, мото-кругах как один из самых безбашенных и отвязных мотоциклистов. Эндуро – твоя давняя страсть?

    Да, можно так сказать. Хотя плотно кататься начал не так давно - только с 2012 года. Просто именно тогда появилась возможность, а вот желание было давно. Сначала я купил дорожный мотоцикл, поездил, и понял, что это не то, что мне нужно.  А чуть позже получилось купить мотоцикл эндуро, и можно сказать – я пропал.

    2. Как у тебя все началось, с мопеда на даче в детстве или уже во взрослом возрасте и KTM?

    В молодости, я долго жил в Саратовской области, и там у меня были первые советские мотоциклы – Минск, Ява - на них мы просто катались по деревням. А когда вернулся в Питер, тут же начал работать – тут уж не до мотоциклов было. Когда появилась возможность, купил туристический эндуро, чтобы ездить на работу. Поездил некоторое время и понял, что все равно чего-то не хватает: хотелось ехать в лес, кататься там. Изначально, я искал что-то попроще, ведь DRZ 400 - это не совсем то, что нужно, чтобы дубасить по лесам. Случайно в интернете нашел товарища из Пскова, который занимался привозом техники из Европы, и вот он посоветовал мне мотоцикл hard enduro -  легкий Husaberg. После этого все завертелось: я познакомился с эстонцами, которые активно катались в Пскове, и с тех пор мы начали вместе делать трассы, и кататься в районе Изборска.

    3. Ездить на мотоцикле можно по-разному - почему  ты выбрал Эндуро?

    Это каждый для себя выбирает мотоцикл. Эндуро, на мой взгляд, это самый сложный вид транспорта из мото, на нем надо очень технично ездить. Я часто повторяю своим ученикам: «Если ты научишься ездить на эндуро, ты сможешь ездить на любом мотоцикле». Наоборот это не работает – с дорожного мото или с квадроцикла на эндуро так просто не пересядешь.

    4. Я так понимаю, что такой мотоцикл стабилен только пока ручка вывернута до упора и мот куда-то мчится, так? Правда ли, что мотоциклистам нужен баланс получше чем у горнолыжников?

    Баланс действительно тренируется и отрабатывается долго. Эндуро — это триальная техника, в которой все начинается с тренировки баланса. Если он есть, то ты можешь стоять на месте на мотоцикле очень долго, а с места со стоящего мотоцикла можно запрыгнуть на бревна, на камни - да на все что угодно.

    5. Что самое интересное для энудро в трассах – камни, узкие тропинки, песок, грязь, рельеф?

    Каждый выбирает для себя свою линию: кому-то просто в кайф покататься по лесу, попутешествовать с палаткой, смотреть на красивые виды природы; у нас же более хардовое направление: мы любим горки, спуски, бревна, чтобы все было в рельефе – главное, чтобы не было легко.

    6. Мотоцикл, в ряде случаев, гораздо лучше едет по лесу, чем квадроцикл – он узкий, поворачивает почти на месте, траверс не страшен. Что самое сложное для эндуриста? а что самое интересное?

    Да, мотоциклы очень маневренные. Те же самые горки: есть легкие, на которых стоить газануть, и ты уже заехал; а есть сложные горки, на которых встречаются и бревна, и разрытые корни, где надо не просто заехать, а поработать сцеплением, выполнить перекладки слева направо, диагоналями ехать – этому всему надо учиться. Вот на такую заедешь, и тогда можно открыто сказать: «Теперь я умею ездить». В нынешнем эндуро, трассы в гонках с каждым годом становятся сложнее, народ совершенствует свое мастерство. Хотя, если сравнить нас с Европой – мы, конечно, очень отстаем.

    7. Тогда вопрос про мастерство: ты сам сказал, что начал эндурить довольно поздно; однако я видел то, что ты делаешь — это впечатляет. Мне лично сложно понять, как ты заставляешь свой мотоцикл такое вытворять. Как же ты так быстро научился: просто много катался или у тебя талант особый?

    Это, в основном, талант.  Я всегда говорю: кому-то дано, а кому–то нет. Но есть упорные товарищи, у которых сразу не получается, но они постоянно тренируются, и каких-то результатов такие спортсмены достигают. Необходимо тренировать физпоготовку, плюс, постоянно кататься на мотоцикле. Когда я начинал и катался первые годы на эндуро, у меня не было учителя - все происходило «методом тыка». Я пробовал, много падал. Если честно, то года три я был просто весь синий в садинах, потому что это были сплошные падения, и никто не мог мне ничего подсказать. А потом я как-то научился.

    8. А как дела обстоят с навигацией – успеваешь смотреть в навигатор, или ветки так быстро мелькают, что видишь только тропинку и на остальное нет времени?

    В наших гонках, навигация, обычно, отсутствует: ты или едешь, или смотришь в навигатор. Необходимо быть максимально сосредоточенным, ведь если ты что-то пропустил, то это чревато падением. На квадрике с навигацией проще - он более устойчивый, да и скорость поменьше.

    9. Что больше всего устает – ноги, руки? или болят все части тела, когда кувыркаешься? Вообще, мотоциклист на Ладоге в душе виден издалека: по синякам, шрамам и всяким пластырям. Эндуро – это боль и кровь?

    Это сильно зависит от подготовки. Если человек умеет ездить и едет с головой, то падения более контролируемые, хотя в нашем спорте падения неизбежны. Когда мы познакомились с Юрой, моим эстонским другом, и он подсказывал мне как надо ехать, у него была одна фраза на вопрос как ехать: «Польний газ!»  А теперь, примерно 5 лет спустя, когда появились более техничные и сложные трассы, он говорит мне: «Надо думать».

    10. А что в мотоцикле ломается чаще всего: подвеска, двигатель, сцепление?  

    Многое зависит не от техники, а от человека: если он следит за мотоциклом, меняет расходники, чинит сразу, по регламенту меняет масла, фильтра – мотоцикл будет ездить. А если не следит, то даже самый надежный сломается.

    А по брендам? Вот смотришь на квадры, а там сплошные Yamaha Grizzly. А в мото - какой самый надежный?

    В эндуро, в основном, используют европейские мотоциклы. На мой взгляд, это KTM и Beta, еще GazGaz подтягивается к ним.  А раньше самым надежным был Husaberg, потом этот бренд переименовали в Husqvarna.

    11. Расскажи: что надо сделать, чтобы мотоцикл подготовить для гонок. Недавно, нам рассказали, как готовить квадроцикл для трофи. А что надо сделать с мотоциклом, чтобы подготовить его для hard enduro?

    В целом, мотоцикл уже готов, но на нем стоят минимальные защиты, а для хард-эндуро это не годится. Надо ставить защиты помощнее: добавить защиты рук, защиту радиатора и картера, защиты тормозных дисков. На подготовку современного мотоцикла KTM уходит примерно 50 тысяч рублей.

    12. Недавно ты съездил в Минск на гонку, откатал там несколько дней.  Что, после такой гонки, надо чинить/менять?

    Зависит во многом от падений. Когда падаешь, ломается пластик - хороший реже, а вот плохой часто приходится менять. Если честно, ломается все, если дубасить нормально: тормозные диски, колодки, цепи, звезды. А вообще, у мотоциклов эндуро все части – расходники; меняется даже двигатель, номерная только рама.

    13.   А как быть с экипировкой? Можешь посоветовать как одеться?

    Все зависит от денег. Если они есть, то экономить на защите нельзя. Я знаю состоятельных людей, которые надевают плохие защиты, ломают коленку, и потом покупают дорогущие Braces. Лучше уж сразу подумать и принять одно: чем экипировка дороже, тем она лучше защищает. Обязательный набор: мотоботы, защита коленей, панцирь, защита локтей (если по камням и бревнам ездить, локти разбиваются), защитный пояс (он нужен не столько для поясницы, сколько для поддержки внутренних органов при падении на большой скорости), целиковый шлем эндуро (более дорогие -  это легкие карбоновые, грамм по 900, а более дешевые весят около полутора килограммов). Обязательно очки (они защитят от веток или камней, вылетающих из-под колес из впереди едущих мотоциклов; а зимой они с вентилируемыми линзами, которые не потеют).

    14. Давай про «Ладогу» и трассы. Несколько лет назад, ты влился в наш коллектив, и сделал такие трассы, что некоторые крутили пальцем у виска по началу – они были очень сложные. А что ты собираешься сделать на «Ладоге» в плане трасс в этом году что оставишь? Что изменишь?

    Это, во многом, зависит от времени, которое оставит погода, когда сойдет снег. В этом году снега выпало много, и пока он полностью не растает, нормальные трассы сделать не получится. В прошлом году, мы делали трассы уже впритык по времени, и все равно, было очень много мест, где лежал снег, на мотоцикле было не проехать - даже квадр иногда буксовал в снегах.  

    15. Давай обсудим разметку трассы. Размечать трассы лентами каждые 30-50 метров в масштабе «Ладоги» почти нереально: 8 дней, каждый год обновлять разметку, похоже на утопию - мы как динозавры умрем с разметкой трасс лентами. Как можно сделать комфортным и интересным движение по трассе, которая размечена GPS, а на местности обозначены лишь некоторые места?

    Во-первых, надо пускать людей по треку, который проверен и проезжен лично мной. В смысле, нужно быть точно уверенным, что всю трассу можно проехать или ставить больше точек WPT. Во-вторых, надо отходить от езды по дорогам – эндуро-мотоцикл сделан не для этого. Надо ездить напрямую, фрирайдом, искать точки по лесу.  Вообще, я бы хотел, чтобы трассы уходили в лес, скалы, рельеф и т.д., чтобы участник ехал по треку с каким-то фиксированным отклонением.

    16.   Я знаю, что в сленге эндуро есть два уровня участников, а, соответственно, и трасс: «хобби» и «профи». В авто-категориях, тоже есть такое разграничение: «Sport» и «Adventure». Поясни, пожалуйста: условный «хобби» сможет просто медленно и аккуратно проехать трассу для «профи», или у него не получится, в принципе?

    «Хобби» на трассу «про» лучше не отправлять, конечно; им не проехать эти трассы физически - мотоциклы не те. Многие «хобби» ездят на стареньких мотоциклах в 250 кубиков, которые даже в моих руках не позволят взлететь на некоторые подъемы. Поэтому на «Ладоге» надо готовить две трассы параллельно: чтобы было интересно для «профи», и чтоб в пределах возможного для «хобби». Не зря ведь те же «профи» едут на сложные гонки типа «Romaniacs», где они не могут всё проехать, но это их заставляет учиться, расти, тренироваться и возвращаться каждый год снова. Так что, для «Ладоги» будем делать сложные хард-эндуро трассы для группы Sport и более медитативные проезды через лес для Adventure.  Вообще, езда по лесу менее травмоопасна, чем езда по дорогам. На дороге сразу появляется скорость, там если не справился с управлением, то приложился конкретно, особенно если подвеска не подготовлена к скоростному пилотированию. Больше скорость – больше травм.

    17.   Давай, я задам не самый приятный для нас вопрос: бытует мнение, что мотоциклистам не нравится слово «трофи» в «Ладога-Трофи» - якобы мотоциклистов зовут на «Ладогу» ради массовки вокруг небожителей-трофистов. Это действительно так? Ведь наша мечта превратить Ладогу в крупнейший внедорожный фестиваль, и без мото как-то лысо получается. Что думаешь по этому поводу?

    Мотоциклистов пугает слово «трофи», потому что оно связано с грязью, болотом, где сразу ломается техника. Почти все современные мотоциклисты в эндуро придерживаются более техничной езды по твердым грунтам и не особо любят грязь. Грязь любят единицы, такие как Алексей Гарагашьян.

    Ну видишь, он начинал с полноприводного самодельного мотоцикла, а сейчас построил себе другой «мотик» - Шерп.

    Гарагашьян приезжал в «Туутари», посмотреть что такое современное эндуро на своем самодельном мотоцикле. Покатались. Хоть он и старенький дядька, но едет хорошо.

    18. Я знаю, что мойка крайне важна для мотиков - иначе, поломки неизбежны. Как бы ты их организовал? Кроме моек, чего не хватает мото на Ладоге?

    В основном нужны душ и мойка для мото - этого вполне достаточно. Запчасти каждый с собой берет. Каждый мотоциклист должен иметь запасные лапки тормоза и скоростей, сцепления, цепи и звезды, колодки вообще быстро летят.

    19. А когда ты едешь в лес, что ты берешь с собой в рюкзачке из запасных частей?

    Элементарный набор инструментов, который идет при продаже мотоциклов - основные ключи, а они они компактные и легкие.  На двухтактном двигателе, это обязательно свечка запасная, отвертка, ключи, плоскогубцы. Камеру не вожу, потому что езжу на «муссах», это что-то типа колбасы мягкой, которая вместо камеры в колесо вставляется и не прокалывается. Это более дорогая технология, но она оправдывает себя. Ты едешь, ни о чем не думаешь, а «мусс» позволяет ехать лучше - нет эффекта мячика, когда колеса прыгают.

    20. Ну и напоследок – что ты чувствуешь в тот момент, когда уже понимаешь, что падаешь? В то мгновенье ты ждешь боли или мотоцикл жалко в первую очередь?

    (смеется) Нужно уметь подготовиться к падению: нельзя вцепляться в мотоцикл.  Надо от него отстегнуться и думать, как и куда ты приземлишься.  Иногда лучше оттолкнуться подальше от мотоцикла в полете. А вообще, в первую очередь, надо думать о себе: мотоцикл это железка, а самому пострадать… лучше не надо.