Margus Peets

    Margus Peets

     «Человек в белой рубашке».

    Сегодня мы хотим поделиться с вами печальной новостью. Погиб известный многим бывалым «ладожским» джиперам эстонский спортсмен Маргус Пеетс. 

    Маргус Пеетс родился в Таллинне 14.02.1961 года. 
    Его отправили учиться в Таллиннскую Реальную Школу, и уже в первые школьные годы он начал заниматься техническим видом спорта – картингом. Зимой одним из его важных увлечений был горнолыжный спорт, которым он при любой возможности занимался в течение всей своей жизни. 
    Так как Маргус очень сильно интересовался техникой, то после окончания гимназии он поступил учиться дальше в Таллиннский политехнический институт на специальность инженер-механик. 
    После окончания университета в 1994 году его работа была всегда связана с техникой. 
    В 1999 году в Эстонии начали появляться люди, интересующиеся внедорожным спортом,  это увлечение не обошло и Маргуса. Первое соревнование по внедорожному спорту прошло в Эстонии в 1999 году, где Маргус тоже принимал участие, и первая его «Ладога» прошла в 2000 году. В том же 2000 году был сформирован Эстонский офф-роуд клуб, одним из основателей которого стал Маргус. 



    Последующие годы после создания офф-роуд клуба были очень насыщенными в плане соревнований и развития техники вплоть до 2006 года. Будучи одним из активистов и лидеров эстонского внедорожного спорта, Маргус шагал в первых рядах разработчиков правил соревнований, технических требований к автомобильным классам, формата соревнований, а также способствовал развитию международных спортивных отношений. 
    Кроме того, он помогал найти лучшие технические решения для создаваемых гоночных автомобилей, обращал внимание на важность теории машиностроения, и был руководителем диссертаций на темы, связанные с автомобилистикой, у студентов механического факультета. 


    В качестве одного из первых внедорожников Маргус вывел на гоночные трассы легендарную спортивную машину «Jeebik», построенную по технике Унимог, на которой вместе со своим другом Валерием Морозовым он выиграл большое количество титулов как в Эстонии, так и за рубежом. 
    Маргус участвовал в многочисленных соревнованиях и на родине, и за границей – известнейшими из которых были «Ладога», «Хляби», «Вепсский Лес». 


    На соревнованиях в Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии он занял много призовых мест, и всегда был узнаваем на соревнованиях в своей легендарной безупречно белой рубашке. 
    Помимо соревнований и машиностроения Маргус всегда интересовался расширением своего кругозора и хотел видеть разные места. Он участвовал в коротких и более длительных походах на внедорожниках в Эстонии и за границей, принимая участие в очень долгих и тяжелых экспедициях в Сибири и по Полярно-Уральским бездорожным ландшафтам. 
    В 2005 году ему предложили первую экспедицию в Сибирь, в которой он принял участие и остался этим очень доволен. Вдохновленный этим опытом, он участвовал в экспедиции в Сибирь и в 2006 году, уже на собственноручно построенном Унимоге. К сожалению, под конец экспедиции произошла авария, в которой Маргус получил много травм, и по запрету врачей больше не мог принимать участие во внедорожных соревнованиях. 
    Отсюда получило начало его новое хобби – подводное погружение. Погружением он занялся очень серьезно, и уже за пару лет получил лицензии инструктора по техническому погружению. Дайвингом он занимался с такой же отдачей, что и внедорожным спортом. 


    Утром 5 июня 2015 года Маргус ушел на ежедневное занятие дайвингом, где он обучал новых дайверов. К сожалению, это погружение стало для него последним. 
    Как рассказывают его друзья по дайвингу, в городе Хургада, во время утреннего технического погружения произошла внезапная смерть в результате инсульта на 15-16 минуте дайва. Маргус был найден вскоре на поверхности вблизи судна, попытки провести реанимирующие меры не дали результата. Все снаряжение было в рабочем состоянии. Маргус ушел из жизни, занимаясь любимым делом в море, которое он страстно любил, как и все, чем когда-либо увлекался. 

    Теплые слова друзей с дайверских сайтов: 

    "Невыносимо больно осознавать, что тебя, Учителя, Друга нет нигде больше в этом мире. Ты был драгоценнейшим подарком для всех, кто был знаком с тобой. А теперь мы все осиротели. Покойся с миром, Эльф" (Светлана). 

    "Покойся с миром великий учитель, друг, самый светлый и добрый " Мангуст" на свете. Спасибо за те знания и опыт, которые ты подарил нам. Погружения и минуты общения с тобой были всегда незабываемы! Спасибо за темный, но увлекательный и бесподобный мир технодайвинга, который я познал благодаря тебе. Ты всегда будешь в наших сердцах. P.S. Не стой долго на safety, тебя уже ждут в раю..." (Алексей). 

    Прошло время с этого трагического дня, и друзья нашли в себе силы рассказать нам об этом интересном человеке. За это спасибо штурману и его очень близкому другу Валере Морозову и семье Маргуса.

    Идея посвятить памяти Маргуса, одну из зачетных групп пришла в светлую голову постоянного участника «Ладоги» и друга Маргуса Бориса Нотариуса. Естественно, мы записали небольшое интервью с Борисом: 

    - Как вы познакомились с Маргусом? 
    - С Маргусом мы познакомились 7 лет назад, в 2008. Вернее, стали друзьями. Увидел этого "мажора от оффроуда" я в 2004. Взгляд вора в законе, ярко-красный вранглер на огромных колёсах и белоснежная рубашка. И чистый. Он всегда был чистый. Он, его машина, его вещи. Казалось, что грязь к нему не липнет. Это было несвойственно для нас, "чертей". Прям-таки противно! Хотелось его все время запачкать. Но для этого нужно сначала догнать. А удавалось это не многим. И без труда обогнав меня в 2004, говорить со мной ему было не о чем. 

    - В мире офф-роуда Маргуса знали и уважали. 
    - "Старые" джиперы помнят его, высокомерного эстонца в безупречной белой рубашке даже там, где было грязно уже по меркам ТР-3 и Прото. Кое-кто даже пытался подражать, но не удачно. Да, он не очень любил Россию и русских, он вообще мало что и кого любил, кроме себя, но офф-роуд - это было святое. Он этим жил. Он выиграл все или почти все – «Ладогу», «Вепсский лес», обгонял самого Гадасина. Потом, мало кто знает, попал на трассе в очень тяжелую аварию, в России. Судьба? Может быть. Поломал все, будучи невиновным, «пьяный» трактор просто уничтожил его Унимог. Если бы не немецкое железо 54 года, все бы точно кончилось еще тогда. Потом он мне продал одну из первых эстонских "колет". Еебик, кто помнит (красный Рэнглер на мостах Унимог). Дешево продал. С одной просьбой: езди! И я ездил... Хотя, с весом более 3 тонн сегодня в Прото можно только если уничтожить подиум, но не въехать на него. 

    - Борис, мы нашли ваше интервью на сайте «Ладоги» от 2014 года, вы тогда нам рассказали: 

    «…слухи обо мне дошли до Маргуса Пеетса, носившего тогда скромный ник OFF-ROAD GOD. Он и правда тогда выигрывал все. Но жизнь, к сожалению, не щадит и богов. И Маргус, попавший в тяжелейшую аварию в российской глубинке, весь переломанный, проклинал пьяного российского тракториста, насквозь протаранившего его Унимог. Превратности судьбы: проехать своим ходом пол страны, попасть в книгу рекордов, покорить тундру на грузовике и на ровном асфальте встретить единственный трактор. Видимо, за это, в том числе, нас не любят. «Кинули» все - тракторист (ну это понятно, что с него взять), его колхоз, страховая, больница без лекарств. Ну да ладно, речь не об этом. Итак, Маргусу было не до гонок, и он готов был продать свое трофическое чудо. Единственное условие (нет, даже просьба) от Маргуса было то, чтобы он ездил, а не гнил. Я без раздумий согласился». 

    - Как сложилось ваше общение? 
    - "Поймал" я его дома, в Таллинне. Чистый дом, чистый гараж, чистые перчатки. Опять нахлынуло знакомое чувство "протеста". Поводом для нашей встречи были переговоры о продаже мне того самого Вранглера. Из-за тяжелой аварии и травм Маргус ездить в спортивном зачёте не мог и решил отдать «монстрика» в хорошие руки. Мы договорились по сумме и дальше началось шоу. Сначала машина была обслужена и покрашена, после чего помыта. "Зачем?" - спросил я. "Будет красиво" – ответил Маргус. И мы со штурманом стали крепить "покупку" на прицепе. И каждым действием мой штурман пытался продемонстрировать "классовую ненависть" и неприязнь к "белым перчаткам". Трофист даже в перерывах между гонками должен весь быть изгваздан! Апогеем была почти удавшаяся  попытка вбить шакл, который был чуть меньше отверстия на прицепе. Блин, если бы Маргус не помешал, у нас бы все получилось! Мы почти это сделали! Вышедший из гаража Маргус, уставший, видимо, от грохота кувалды и неблизкого ему русского мата, двумя пальцами отодвинул в сторону моего грязного и тяжело дышавшего друга. Да! Он, очевидно, боялся запачкаться. После чего, взяв дрель с насадкой, за секунду увеличил отверстие в прицепе. И белой («гад») чистой перчаткой вставил и закрутил шакл. "Тааак пуутет лучшее". 

    - Т.е. Маргус любил чистоту во всем? 
    - Как-то мы поехали вместе на заправку. Была зима, очень холодно, и заправлять протик на прицепе было сложно. Я немного пролил бензин и, естественно, "пах" топливом. Я же трофист!!! Хрю-хрю!!!! Без задней мысли сел в машину к Маргусу. Он долго косился, шмыгал носом. Европейская толерантность, ничего не сделаешь. Но потом желание высказать все, что накопилось, взяло верх. "Кажется, у меня в машине завелась свинка", сказал Маргус, глядя вдаль, и как бы ни к кому не обращаясь. 



    - В начале разговора вы сказали про Маргуса: «нужно сначала догнать», он любил скорость? 
    - Он ездил быстро, почти всегда и всюду. В Таллинне его знали и особенно не трогали. И вот как-то раз он приехал ко мне в гости в Москву. У меня был ярко-желтый спортивный кабриолет Форд Мустанг. И я решил показать Маргусу, что тоже умею ездить. Да простит меня ГАИ, я нарушал. И вот, когда мы достигли конечной точки нашего маршрута, я, с видом триумфатора, повернулся к Маргусу: "А? Ну?". "У тебя что-то с педалью газа?" - спросил он. "Нет, а что?" "А почему не пользуешься? На этой машине можно же быстро ездить". 

    - Он во всем был такой жесткий? 
    - Однажды я увидел, каким он может быть добрым и внимательным. Потеряв автоспорт, он ушёл в дайвинг с головой, как когда-то в офф-роуд. Безбашенно, на все деньги. Как и все, что он делал. Из-за травм и болей за рулем ему было никак. Маргус уехал жить и работать в Египет. Получил все дайверские "регалии". Стал соло- и техно- дайвером. Он был как рыба, даже почти не дышал. У него было много учеников, в том числе и совсем безнадёжных "блондинок". Но он терпел, учил, показывал, объяснял. "Это балоооон, там воздух, им ты будешь дышать. Это ласты". 


    - Каким был Маргус? 
    - Для Маргуса не было середины. Ты либо его друг, либо ты ему "пофиг". Я смог стать другом. По крайней мере, мне так кажется. Он с такой заботой и трепетом меня кормил, угощал кофе, приносил полотенце (но-но! Я не про это! На лодке, после дайва). И его глаза светились какой-то непривычной теплотой. Но это было не для всех. И редко. Он был или хотел быть железным человеком. Мужиком. Запомним его таким. Спортсмен, дайвер, муж, отец. Весьма неидеален. Но чёрное и белое – это классика. Единство и борьба. И, возможно, белая рубашка – это желание что-то очистить в себе. 

    - В 2015 году, что символично, в даты проведения трофи-рейда «Ладога», во время очередного погружения Маргус погиб. Есть что-то, что вы бы хотели сказать ему? 
    - Прошлым летом шутил, когда мы погружались, что старых техно-дайверов не бывает, и доказал это 5 июня, когда я был на его любимой «Ладоге». Да, он не любил Россию и русских. Лично я ему это прощаю. Но он был одним из тех, без кого в России оффроуд был бы другим. Мы несколько раз ходили с ним в море, погружались. Последний раз, за год до его гибели. У него не было иллюзий. Он любил жизнь и искал смерть. Единство и борьба противоположностей. Маргус Пеетс, покойся с миром. Хотя это не для тебя! И не про тебя! Наверняка, опять ищешь приключений на свою ж.... Или что там вместо неё! Тогда удачи! В конце концов, провожают же артистов аплодисментами? Помнишь, я подарил тебе медальон? Там надпись «Be Cool! As always.» (Будь Крут! Как всегда...), и ты был! 


    Маргуса знали все. Мы попросили Юрия Овчинникова поделиться воспоминаниями об этом интересном человеке: 

    «Человек в белом свитере» - его знали все участники «Ладоги» и «Вепсского Леса» начала 2000-х. 
    Маргус Петс вошел в историю движения, как самый невозмутимый пилот, а также пилот автомобиля с самыми большими колесами. Пилот успешный, неоднократно со своим неизменным штурманом Валерой Морозовым, становившийся призером разных гонок. 
    На старт Маргус всегда выходил при полном параде, и ровно в таком же виде вы могли найти его посреди грязевой трассы. 
    Пришли молодые гонщики, новые легкие прототипы, и Маргус покинул джиперское присталище, поменяв его на инструкторскую дайверскую стезю, а в этом году и совсем всех нас покинул. 
    Чей-то уход остается незамеченным, но вот уход Маргуса оставил пустоту, пустоту едва ли восполнимую». 

    В 2016 году пройдет юбилейная «Ладога», и организаторы соревнования вместе с друзьями Маргуса и его семьей решили почтить его память. Человек жив, пока он живет в наших сердцах. Мы решили, что Маргус еще раз должен «промчать» по трассам «Ладоги». Именно поэтому мы посвятим один из зачетов юбилейного соревнования памяти этого уникального спортсмена. Решение о том, какая это будет зачетная группа, пока не принято. Скорее всего, это будет та группа, в которую зарегистрируются больше всего эстонских экипажей.

    Маргус, до встречи на «Ладоге»!