Часто задаваемые вопросы

 

Что такое трофи-рейд?

Что такое "Ладога-Трофи" и как принять в ней участие?

Вопросы по навигационному контролю

Как осуществляется навигационный контроль на «Ладоге»?

Что необходимо для навигации на «Ладоге»?

Какие приборы лучше всего подходят для навигации на «Ладоге»?

Что такое «трек-логгер» и как он работает?

«Трек-логгер» работает от батареи или ему нужно питание?

Что будет, если батарейки сядут?>

Что такое точки?

Как закачивать точки?>

Нужен ли дублирующий прибор?

«Трек-логгер» фиксирует местонахождение, или по его данным можно найти, где сейчас находится человек?>

Что такое чип?

Как работает чип?

Если чип работает не от батареек, то как на нем фиксируются данные?

Что такое «слить» треки?

Если мы не смогли приехать, за нас кто-то может приехать и сдать трек?

Если экипаж потерялся, и нет сотовой связи, как его найдут?

С какими проблемами сталкивались участники на СУ, связанных с навигацией?

Если «трек-логгер» по каким либо причинам не работает, кто виноват, и что делать?

Если мы намочили навигационный прибор? Наши действия?

А если мы намочили «трек-логгер»

Чип боится воды?

Как надо готовить автомобиль для установки “трек-логгера”?

 

Как осуществляется навигационный контроль на «Ладоге»? 

Контроль прохождения, или навигационный контроль - это комплекс мероприятий по объективному контролю прохождения участниками предусмотренных организатором маршрутов. Попросту говоря, наша служба следит за тем, чтобы участники проходили все свои спецучастки в полном объеме, не срезая и в нужном порядке независимо от того, являются ли ошибки навигации умышленными или нет. Для обеспечения объективности контроля и равных условий для участников в автомобили и на ATV устанавливаются специальные приборы, т.н. «трек-логгеры». Эти приборы представляют собой GPS-приемник с возможностью записи т.н. «трека», то есть, серий точек, привязанных к времени и с некоторыми дополнительными параметрами (например, скорость движения). Эти данные и являются основой объективного контроля, был ли автомобиль или ATV спортсмена в нужных точках. При этом данные с прибора можно только считать, но нельзя записать, что обеспечивает их достоверность. В конце дня, после финиша СУ спортсмены «сливают» треки в лагере у поста навигационного контроля, после чего данные обрабатываются и передаются в секретариат для внесения в итоговые результаты. Треки сливаются каждый день, так что спортсмены могут уже на следующий день (а фактически еще ночью) ознакомиться с итоговым результатом дня.

 

Что необходимо для навигации на «Ладоге»?

Не существует универсального рецепта, но обычно это 2-3 навигационных прибора. Типовой набор – навигатор с картографией (например, Garmin 276c или аналог) для водителя, защищенный планшет или ноутбук для штурмана. В качестве резерва часто берут с собой еще ручной прибор на батарейках – как резервный или тот, с которым штурман бегает по лесу. Для ATV это как правило 1-2 ручных прибора, так как требования к водозащищенности у них должны быть выше.

 

Какие приборы лучше всего подходят для навигации на «Ладоге»?

Лучший прибор - это почти всегда тот, которым ты умеешь пользоваться. Список критериев не содержит ничего оригинального. Прибор должен быть пыле- и водозащищенным. Прибор должен обеспечивать уверенный прием сигнала в том месте автомобиля, где он должен находиться, в противном случае необходимо использовать внешнюю антенну. Плохо подойдет т.н. «дорожный» навигатор ввиду отсутствия достаточной защиты и, как правило, не слишком подходящего программного обеспечения. Правда, иногда используются и они, если удается запустить на них более подходящую для ориентирования в лесу программу. Тем не менее, добрый старый Garmin очень тяжело заменить. Также помимо ручных и автомобильных приборов часто используются ноутбуки или планшеты разной степени защищенности. В качестве ПО для навигации, как правило, используется OziExplorer, Garmin Mobile PC. Для ОС Android – Androzic или тот же OziExplorer. Список, разумеется, далеко не исчерпывающий.

 

Что такое «трек-логгер» и как он работает? 

Это прибор, основанный на GPS-приемнике, снабженный возможностью записывать так называемый “трек” во внутреннюю память. “Трек” нельзя подделать, так как приборы позволяют только считывать данные из своей памяти. Таким образом, по нему можно установить факт прохождения автомобилем спортсмена трассы.

 

«Трек-логгер» работает от батареи или ему нужно питание?

В настоящий момент мы используем устройства Garmin E-trex 10. Они имеют автономное питание от двух батареек типа АА и позволяют устройству работать без перерыва до 24 часов.

 

Что будет, если батарейки сядут?

Устройство выключится, трек писаться не будет. Соответственно участник будет пенализирован за все недостающие контрольные точки, но не больше т.н. норматива.

 

Что такое точки?

“Контрольные точки” или просто “точки” - это набор точек на местности, по взятию которых и осуществляется контроль прохождения спецучастка автомобилем участника. Для взятия точки автомобиль спортсмена должен максимально близко приблизиться к точке, чтобы точки трека в “трек-логгере” попали в заданное Регламентом допустимое отклонение от центра точки 30 или 60 метров (точки, маркированные буквой W - 30 метров, остальные - 60).

 

Как закачивать точки?

Точки спортсменам закачиваются во время регистрации (административной комиссии). Их могут залить прямо в ваш прибор, если имеется техническая возможность, либо в виде файла на USB-флэшку, после чего вы можете скопировать их в свой прибор самостоятельно. Файлы предоставляются в форматах .wpt (ozi) или .gpx (garmin). Также их можно залить в палатке службы навигационного контроля в лагере организаторов в часы работы службы.

Во время регистрации и во всех базовых лагерях будет работать точка доступа Wi-Fi, откуда участники смогут самостоятельно скачивать точки.

 

Нужен ли дублирующий прибор?

Практически необходимость использовать дублирующий прибор возникает крайне редко. И тем не менее, некоторые спортсмены предпочитают его использовать для подстраховки, размер депозита при этом увеличивается. Дублирующие приборы организатора могут быть установлены в случае их наличия.

 

«Трек-логгер» фиксирует местонахождение, или по его данным можно найти, где сейчас находится человек?

Эти приборы только записывают ваш “трек”. Передать ваше местонахождение куда-либо и как-либо они не могут.

 

Что такое чип?

Чип - это специальное устройство для фиксации времени события. В нашем случае - старта и финиша участника. Представляет собой небольшой кусочек гибкого пластика с эластичной лентой для крепления на пальце.

 

Как работает чип?

Для фиксации времени необходимо поднести чип к базовой станции и нажать кнопку на станции. Звуковой сигнал подтверждает что время зафиксировано.

 

Если чип работает не от батареек, то как на нем фиксируются данные?

Питание для записи времени чип получает от базовой станции, которая индуцирует электрический ток в антенне чипа электромагнитным сигналом. Для хранения данных об отметках используется энергонезависимая память.

 

Что такое «слить» треки?

Каждый день после финиша участник должен прибыть с автомобилем на пост навигационного контроля, где сотрудники службы выгрузят “трек” участника для анализа и последующей передачи обработанных данных в секретариат. Процедура осуществляется в порядке живой очереди. Помните, треки сливать надо сразу после финиша. Если трек не сдан до 9:00 следующего после старту СУ дня, его уже не примут, и прохождение СУ не будет засчитано.

 

Если мы не смогли приехать, за нас кто-то может приехать и сдать трек?

Так как “трек-логгер” припломбирован к автомобилю или ATV, то необходимо тем или иным образом доставить т/с к палатке службы. Кто будет это осуществлять - пилот, штурман или представитель участника, не имеет решающего значения.  Следует отметить, что привозить ATV и SSV на лафетах или прицепах недопустимо. Нарушение пломбировки прибора автоматически означает незачет СУ.

 

Если экипаж потерялся, и нет сотовой связи, как его найдут?

Служба навигационного контроля не располагает оперативной информацией о местоположении участников. Тем не менее, мы можем выдать заинтересованным лицам точки СУ, где предположительно потерялись участники. Но как правило, это не сильно поможет, так как без подготовленного автомобиля выезжать на СУ неразумно. Гораздо логичнее дать экипажу время для принятия мер по своему спасению.

 

С какими проблемами сталкивались участники на СУ, связанных с навигацией?

В основном, при должном умении и навыке использования навигационных приборов каких-то типичных проблем не возникает. Тем не менее, время от времени проблемы с навигацией случаются. Из известных нам случаев - нестабильная связь по причине неблагоприятных метеоусловий, физические повреждения приборов. После заливки точек крайне желательно проверить с помощью дорожной книги, тот ли набор точек залит. Помните, точки всегда можно перезалить в лагере организаторов.

 

Если «трек-логгер» по каким либо причинам не работает, кто виноват, и что делать?

Это зависит от природы причин. Например, если участник не поменял вовремя батарейки в приборе, или не приехал сливать трек до 9:00 следующего за стартом СУ дня, или просто не включил прибор заблаговременно перед стартом - это вина участника, в таких случаях он получает незачет СУ. Разумеется, техника несовершенна и может давать сбои, каждый такой случай тщательно рассматривается. Мы не пенализируем участника, в добросовестности которого нет сомнений в данном случае.

 

Если мы намочили навигационный прибор? Наши действия?

Большинство современных специализированных приборов герметичны или влагозащищены и не требуют никаких действий в подобных ситуациях. В любом случае, наличие резервного прибора в герметичном контейнере (вместе с аптечкой, например) не помешает. О том, что использование “гражданских” дорожных устройств может быть сопряжено с некоторыми “неудобствами”, уже упоминалось выше.

 

А если мы намочили «трек-логгер»?

Наши приборы герметичны или устанавливаются в полугерметичной (водозащищенной) упаковке. Тем не менее, желательна его установка там, где он будет наименее подвержен влиянию среды, но в то же время в месте с максимальной радиовидимостью.

 

Чип боится воды?

Нет, контрольные чипы полностью водозащищены.

 

Как надо готовить автомобиль для установки “трек-логгера”?

В первую очередь, надо выбрать такое место для прибора, где бы он был максимально защищен от неблагоприятных факторов среды (вода, высокая температуры и т.д.) и в то же время имел максимальную радиовидимость. Одно из типовых мест - у лобового стекла, как правило, со стороны штурмана. Желательно подготовить место для крепления заранее. Где-то в непосредственной близости от этого места должен находится неотъемлемый элемент кузова, к которому можно прибор привязать и опломбировать. Как правило, хватает гайки М10, приваренной к каркасу или стойке в удобном месте.